Закон о защите прав потребителей защищает права покупателей и заказчиков, которые часто оказываются жертвами недобросовестных продавцов и исполнителей. В тоже время возникла целая прослойка потребителей, использующая положения закона с целью получения необоснованной выгоды.
Такое явление получило название потребительского экстремизма.
При этом гражданин, применяющий Закон о защите прав потребителей с целью получения выгоды, своими действиями нарушает гражданское законодательство, что сразу же позволяет предпринимателю прибегнуть к правовым средствам для своей защиты.
Основной момент, на который предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия, это профилактика проявлений со стороны потребителя признаков потребительского экстремизма.
А для этого каждый предприниматель должен уяснить для себя несколько обязательных правил.
В первую очередь предпринимателю следует помнить о том, что только соблюдение письменной формы договора с потребителем позволит ему в будущем защитить себя с большей степенью успеха. К сожалению, многие предприниматели до сих пор устно договариваются с клиентами о выполнении работ (оказании услуг) либо заключают с ними простой договор, взятый из Интернета и совершенно не учитывающий обстоятельства, в которых этот договор будет исполняться.
Однако такой подход к оформлению отношений с потребителем совершенно неверен, так как договор, заключаемый с потребителем, должен быть максимально направлен на защиту интересов предпринимателя. Кроме этого, такой договор является дисциплинирующим элементом для предпринимателя и потребителя, ограничивающий их от необдуманных поступков.
Вышеизложенное относится и к иным документам, составляемым в ходе исполнения договора. К таким документам относятся акт приемки выполненных работ, оказанных услуг и накладная на проданный товар.
При наличии правильно и своевременно составленных документов предпринимателю будет проще отстаивать свою правоту в суде. Отсутствие же такого акта или накладной делает бессмысленным сам договор, так как акт или накладная являются основным подтверждением продажи товара, выполнение работы и оказания услуги.
Кроме этого, необходимо помнить о фиксации обращений к потребителю, когда возникают конфликтные ситуации. В таких ситуациях важно обладать подтверждением того, что потребитель получал направленные в его адрес соответствующие документы и письма.
В настоящее время одним из вариантов достижения этого является направление по электронной почте необходимых документов потребителю, при этом условие о допустимости такого уведомления должен содержать сам договор.
Проблема в том, что много организаций и предпринимателей предпочитают обращаться за юридической помощью лишь тогда, когда дело уже находится в суде.
Между тем, такой поворот событий можно было бы избежать, если бы в момент первых необоснованных требований со стороны потребителя в споре появлялся квалифицированный помощник (юрист или адвокат).